АЛТАЙ – СЛАВНЫЙ КРАЙ!
    Если говорить об Алтае в общем…
    ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

" Золотые горы " (от монгольского "алтан") - таково одно из значений слова Алтай. Золото действительно есть, хотя Алтай никогда не входил в число популярных золотоносных провинций, таких, как Эльдорадо или Колыма. Есть еще одно русское толкование этого слова - "пестрые горы". Оно более точно отражает общую картину края.
Алтай находится в самом центре Азии на стыке сибирской тайги, казахских степей и полупустынь Монголии. Это горная страна с чрезвычайно живописным ландшафтом, "Российский Тибет" в центре Евразии на стыке нескольких государств, природных зон и культурных миров. "Горная страна", похожая на Швейцарию, но совсем не тронутая цивилизацией. Имеет границы с Алтайским краем, Кемеровской областью, Китаем, Монголией, Республикой Казахстан, Хакасия и Тува.

Столица: Горно-Алтайск.
Площадь: 92,9 тыс. кв. км.
Население: 204,8 тыс. чел.
Национальный состав: алтайцы 31%, русские 60%, казахи 6%.
Административное деление: 1 город, 10 сельских районов (аймаков), 248 населенных пунктов.

Столица Республики Горный Алтай Горно-Алтайск - единственный город в республике. Возник в начале XIX в., до 1932 - Улала, до 1948 - Ойрот-Тура. Находится в десятке километров от границы с Алтайским краем и в паре километров в сторону от трассы. Спрятанный между гор город маленький - всего две узкие параллельные улицы и одноэтажная застройка. Столицу хорошо характеризует количество светофоров - два. Причём больше нигде в республике такой диковины нет. В центре города - автовокзал, пара недорогих кафе и нереально дешёвая гостиница, перед гостиницей - небольшой парк, место гуляний молодёжи. Достопримечательностей нет, но при желании легко проникнуться очарованием самого городка. В городе живёт достаточно много безобидных и хлебосольных сектантов, которые летом ищут Шамбалу и пьют энергию гор, а зимой скрываются от холода в городе, дружат домами и читают книги. Есть один из адресов - 649006, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, пр. Коммунистический, д. 73, кв. 25 Белкины Вероника и Женя, тел. 2-20-00. Очень приглашают всех желающих.

Транспорт. Автомобильный транспорт является ведущим в республике. Протяженность автомобильных дорог - более 3,2 тыс. км, из которых 541 км - главная автомагистраль, трасса федерального значения Новосибирск-Бийск-Ташанта (Чуйский тракт).

Климат. Климат в Республике Алтай умеренно-континентальный, с относительно коротким жарким летом (июнь-август) и продолжительной (ноябрь-март) холодной, местами очень морозной, зимой. Среднегодовая температура от +1°С до -6,7°С. Диапазон температур января от -9,2°С до -31°С. Диапазон температур июля от +11°С до +19°С. Среднегодовое количество осадков от 100 до 1000 мм.

Природа. Самые высокие хребты находятся в Центральном Алтае - Катунский с г.Белуха (4506 м ), Северо - Чуйский (до 4173 м ) и Южно - Чуйский (до 3960 м ) - и на юге, где пограничный с Монгольским Алтаем массив Таван - Богдо - Ула поднимается до 4082 м (г.Найрамдал). Для Алтая характерны неоднородный рельеф, разнообразный климат от континентального до засушливого климата степей, многочисленные природные зоны и ландшафты (от тундры и субальпийских лугов до полупустынной степи и высокогорья).
Преобладающий рельеф местности - горный. Республика полностью расположена в пределах российской части горной системы Алтай (Горный Алтай), соответственно рельеф республики характеризуется высокими хребтами, разделенными узкими и глубокими речными долинами, редкими широкими межгорными котловинами.
Самая высокая гора Белуха (4506 м) является высочайшей точкой Сибири.

Водные ресурсы. Одним из важнейших природных богатств Горного Алтая являются его водные ресурсы. Гидрографическая сеть республики насчитывает более 20 тысяч водотоков с протяженностью более 60 тыс.км и около 7 тысяч озер общей площадью более 700 кв.км. Если говорить о реках и озерах, то наиболее крупные реки - Катунь и Бия, которые сливаясь образуют реку Обь - одну из самых крупных рек Сибири. Реки сопровождают нас в течение всего путешествия. Они питаются главным образом талыми снеговыми водами и летними дождями. Таяние ледников в Южном и Центральном Алтае поддерживает высокий уровень воды в реках летом. В Горном Алтае огромные запасы пресной воды высокого качества заключены в горных озерах Горного Алтая, здесь их около 20 тыс. (озер). Самое большое озеро Алтая - Телецкое - которое также называют Алтын Коль (Золотое озеро) - расположено среди высоких горных хребтов, с площадью водного зеркала - 230,8 кв. км и максимальной глубиной - 325 метров. Считается символом Алтая. Потенциальные запасы подземных вод оцениваются в 22 000 тыс.куб.м в сутки, а современное использование составляет всего около 44 тыс.куб.м в сутки. В горах Алтая известны источники минеральных вод, которые являются целебными.
Ледники Алтая содержат в себе огромные запасы пресной воды. Общий объем льда учтенных ледников Алтая достигает 57 куб.км, что соответствует 52 куб.км воды. В целом запас воды в ледниках превосходит среднегодовой многолетний сток алтайских рек равный 43 куб.км в год. Самые большие ледники: Большой Талдуринский - 35 кв.км, Менсу - 21 кв.км, Софийский - 17 кв.км, Большой Маашей - 16 кв.км.

Археология. Археологические находки последних лет привлекают внимание специалистов всего мира: стоянка человека в Денисовой пещере на Ануе едва ли не самая древняя в Азии. Люди, живущие в этих горах, их быт и история - настоящий кладезь для путешественника. Ведь Алтай является местом соприкосновения и взаимо-проникновения разных религий: христианства, мусульманства, ламаизма и буддизма,- а некоторые алтай-ские племена до сих пор сохранили свою языческую веру и живут под неусыпным оком доброго бога Ульгеня и злого Эрлика.

Население. Коренным населением Алтая являются алтайцы. Традиционное жилище алтайцев - аил. Это шестиугольная постройка (у алтайцев число 6 считается символическим) из деревянных брусьев с остроконечной крышей, покрытой корой, вверху которой оставлено отверстие для дыма. Современные алтайцы используют аил в качестве летней кухни.

Праздники. У алтайских язычников самый важный праздник называется тяжыл-дыр - "зеленые листья", это праздник начала лета.Его можно сравнить с русской Троицей. Отмечается в июне, в новолуние во время белого полнолуния. Осенью отмечают праздник саарыл-дыр - "желтые листья". Во время праздника алтайцы просят хорошей зимы. Традиционным национальным праздником ойрот-алтайцев с участием всех живущих на Алтае народов и фольклорных групп является праздник "Эл-Ойын", то есть "всенародный праздник". "Эл-Ойын" - кочующий праздник. В этом, наверное, сказывается дух предков, которые в давние, далекие годы не могли усидеть на одном месте, а предпочитали длинные переходы по насущным делам. Вместе с этим праздником народ приобрел утерянные нравственные ценности.

Календарь, отражающий космогонические представления древних алтайцев. Левая половина круга соответствует лету и осени, правая зиме и весне. Центральное поле круга занято изображением оранжевой лягушки, или жабы, со знаком вечности на спине. Эта космическая лягушка, которая,согластно легендам, поддерживает собою землю. Пояс, в котором плавают две рыбы, изображает мировой океан. Рыбы также "несут" на себе нашу землю.

    Легенда об Алтае

В переводе с тюркского “алтай” означает “золотые горы”, и в древние времена он был центром великой культуры кочевников. Археологические находки дают богатый материал историкам, а удивительная природа хорошо сохранила многие уникальные экспонаты.

Много легенд и сказаний хранит Алтай, но наибольшее число последователей имеет легенда, говорящая о том, что в горах Алтая находятся ворота в страну Шамбала (пока скрытую от людей), которая станет центром цивилизации после того, как человечество с его безудержным стремлением к разрушению уничтожит само себя.

Эта легенда наделяет гору Белуха (4506 м), как один из главных центров Мировой Силы, уникальным даром возрождать и очищать душу человека, вызывать душевный подъем. Именно поэтому на Алтай стремятся наиболее известные путешественники, религиозные деятели Тибета, Монголии и Китая, и природа Алтая щедро награждает поклонников поиска Истины.

    ИСТОРИЯ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ

Первое сведения о поселенцах Алтая восходят к глубокой древности. Их история теснейшим образом связана с историей Центральной Азии, ее государственных образований. С рубежа III и II вв. до н. э. и до конца I в. н. э. они находились в сфере политического господства гуннов, образовавших в степях Северной Монголии мощный союз орд и племен. Со II по IV в. Алтай жил под "влиянием" сяньбийцев. С конца IV и до середины VI в. алтайские племена были подчинены жужанами, населявшими Восточную Монголию и Западную Маньчжураю, и стала платить им дань (изделиями из железа).

С падением в 552г. господства жужаней в Центральной Азии возникает новое временное военно-административное объединение - Тюркский каганат - центром на Алтае. Но вскоре он перемещается отсюда в Монголию, в долину р. Орхон. К 70-м гг. территория каганата расширяется, его границы доходят на запад до Аму-Дарьи, до Кавказа и Аральского моря в Восточной Европе и до Большого Хинганского хребта - на востоке. Широко распространилась и господство каганата: от Китая до границ Ирана и Византии. Ему подчинялись Согдиана и болгарско-хазарские пле-мена, обитавшие между Волгой и Азовским морем. Его политическую мощь вынуждены были признать Китай и Византия. Однако положение вскоре изменилась. Под ударами межусобиц и извне каганат распался в 588г. на Западный (с центром в Семиречье) и Восточный (с центром в Монголии). Но просуществовали они недолго. В 630г. восточные тюрки были порабощены Китаем, в 659г. такая же участь постигла и их западных сородичей. Однако первые не смирились с поражением. В 682г. они поднимают под руководством хана (кагана) Ильтереса (Гудулу - по китайки) восстание и освобождаются от китайского ига. Так вышел на арену Второй Тюркский каганат, просуществовавший на ней более 50 лет. Но постоянное противоборство с уйгурами, внутренние распри подточили устои государства и оно пало в 745г. под ударами уйгуров, к которым и перешло гос-подство в восточной части Центральной Азии. Их возвышение связано с именем хана Пэйло. Добившись победы над тюрками, он переносит свою ставку с юга на север - между Орхоном и отрогами Алтая - и устанавливает тесные связи с Китаем. Преемники Пэйло, присоединив к себе Южную Сибирь и другие земли, превратили Уйгурское ханство в мощное политическое образование, с которым вынужден был считаться даже Китай, то и дело прибегавший к помощи "северного соседа" для разрешения своих внутренних дел.

В конце 80-х-начале 90-х гг. наметился упадок гегемонии уйгуров. Он был обусловлен двумя причинами: внутренними раздорами и иноземными вторжениями, главным образом - тибетцев. Усилившись, они начали в 755г. наступление на уйгуров. Не последнюю роль в гибели их государства - сыграли и стихийные бедствия конца 30-х гг. IХ в.. Окончательное падение ханства предопределило поражение, которое нанесли ему в 840г. енисейские кыргызы. Именно с этого момента и стало утверждаться их владычество в восточной части Центральной Азии. С подвластных племен, в т.ч. и алтайских, кыргызы взимали дань пушниной (белками и соболями) и изделиями из железа.

Но их господство было недолгим. В начале Х в. оно переходит к кытаям ("кара-китаям") или киданям. В середине ХI в. их владения простирались до Алтая. Устное народное творчество алтайцев сохранило предание о том времени. Одно из них повествует о покорении алтайцев кытаями и об уводе их с Алтая. Напоминают о той эпохе также и остатки оросительных систем, паромных переправ, сохранившихся в разных местах края. К концу ХII в. могущество захватчиков ослабило и на политическую арену Центральной Азии выходят монголо-язычные найманы, жившие между Хангайскими и Алтайскими горами и частично - в отрогах Алтая. Попавшие в сферу их влияния алтайские племена были обложены традиционной данью. Конец найманскому господству положили монголы. Разгромив в 1204г. своих соперников, они подчинили себе огромную территорию, западная граница которой простерлась до Иртыша. Насельника Алтая оказались в "тьме нойона Хорчы" - давнего сподвижника Чингисхана. После его смерти (в 1227г.) монгольская империя разделилась на два удела. Алтай попал в "Джучиев Улус" и находилась в нем до конца ХIII в.. В начале ХIV в. Улус Джучи (старшего сына Чингисхана) распадается - в результате междоусобных воин - на две части. Алтайские племена оказываются в составе Белой Орды, а спустя 100 лет (к началу ХV в.) после ее распада - в составе Сибирского ханства.

В середине ХV в., в результате феодальных воин и политических интриг, население Алтая попадает в сферу влияния западных монголов или ойротов (последние начиная с 30-х гг. ХVII в., больше известны под названием "джунгары"). Под их господством оно находилось до 1756г. т.е. до момента в хождения южных алтайцев (алтай-кижи, телеутов, теленгитов) в состав России. В отличие от последних, северные алтайцы (кумандинцы, тубалары, челканцы) стали поданными Русского государства значительно раньше. К концу ХVII в. свыше ста их "волостей, улусов и аилов" находились под "высокой рукой белого царя" и платили ясак-налог в его казну.

Вхождение алтайцев в состав России обеспечило им защиту от иноземных по-сягательств, спасло их от физического уничтожения цинскими войсками. Оно создало условия для дальнейшего их экономического и культурного развития на качественно новой основе. После перехода под протекторат России алтацы, совместно с другими народами, населявшими Россию, не раз поднимались на борьбу с существующим строем. Трудящиеся Алтая принимали участие в революции 1905 - 1907гг., Февральской и Октябрьской революциях. Советская власть установлена в декабре 1917г.

С 1922 по 1947 годы Республика Алтай называлась Ойротская автономная область, с 1948 по 1990 годы - Горно-Алтайская автономная область, 3 июля 1991 г. область преобразована в Горно-Алтайскую республику в составе Российской Федерации, а в мае 1992 г. переименована в Республику Алтай.
Республика Алтай, как субъект Российской Федерации имеет свою Конституцию, принятую 7 июня 1997 года, государственные символы - флаг и герб.
Государственными языками в республике являются равноправные русский и алтайский.

    ЭТНИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ

Алтайцы - коренной народ, населяющий горы и предгорья географического Алтая. С середины 19-го века в связи с переходом от кочевого образа жизни к оседлости алтайцы (джунгары после распада Джунгарского государства в Центральной Азии в 18 веке) до начала 20-го века делились на ряд племенных и территориальных групп. В настоящее время алтайцы делятся на малочисленные народности: алтайцы, телеуты, шорцы, тубалары, теленгиты, урянхайцы и проживают в Республике Алтай, Алтайском крае, Кемеровской области Российской Федерации, Западной Монголии, Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая.

Основным источником изучения происхождения народа является его язык. Принято считать, что язык народа - это история народа. Зародившись в глубочайшей древности, язык вместе с его носителем проходит сложный путь развития, в ходе которого он смешивается с соседними языками, обогащается, испытывает определенное влияние и влияет сам на соседние языки. В истории известны языковые смещения, ассимиляции одного языка другим.

Алтайский язык является определяющим для многих тюрко-монгольских, тунгусо-маньчжурских, японо-корейских языков. Поэтому эти языки входят в алтайскую языковую семью народов мира, как и другие языковые семьи: индоевропейские, семито-хамитскую и др.

Из тюркских народов наиболее близкими к алтайцам по языку являются соседи западные тувинцы, хакасы и киргизы, уйгуры Средней Азии, карачаевцы и балкарцы на Кавказе.
Также очень большое значение для изучения истории народа имеют сведения древних письменных источников. Так анализ древних шумерских клинописных текстов, найденных на территории Ирака (Месопотамия) и датированных последней третью 3 тыс. до н.э., проведенный многими учеными, свидетельствуют о том, что большинство шумерских слов буквально повторяют общетюркские, в том числе и алтайские, слова и целые фразы. Таких совпадений очень много, более 4-х сотен. Приведенные схождения дают убедительные доказательства в родстве шумерского и алтайской семьи языков. Древние шумеры были давно оторвавшейся от основной массы частью пратюркских племен и соединились с индоевропейцами. В летописях отмечается о приходе шумеров в Месопотамию из равнин, где много кедрового леса и рек - предположительно Сибирь. А открытие в с. Каракол в среднем течении реки Урсул захоронения, которое доказывает синхронность развития культур Древней Месопотамии, Древнего Египта и Древнего Алтая, подтверждает, что между этими столь дальними ареалами тогда еще существовали определенные контакты, если не прямые, то во всяком случае типа "эстафеты" - от племени к племени.

В настоящее время Республика Алтай относится к числу тех регионов, в которых еще можно увидеть во всем многоцветии традиционную культуру коренного народа - алтайцев, русского старожильческого старообрядческого населения и казахов, компактно проживающих здесь более 100 лет.

Традиционные праздники и игры, в которых во всем своем великолепии представлены архаика и современность, не могут не оказать глубокого впечатления на современного человека, особенно горожанина - ему может показаться, что он попал в совершенно иной мир, в иное пространственно-временное измерение.

Этнографическое изучение региона началось достаточно давно - более 200 лет назад. Однако и по сей день в этой сфере еще много белых пятен, ожидающих своих первооткрывателей. Наибольший интерес представляет традиционная духовная культура алтайцев. Здесь бытуют архаические жанры фольклора и используются музыкальные инструменты, практически не испытавшие модернизации.

Не меньше секретов таит и традиционная материальная культура алтайцев, современному развитию которой способствует сельскохозяйственная ориентация экономики республики. Благодаря сохранению хозяйственно-культурных типов - скотоводства, охоты, промыслов, роль которых особенно возросла в условиях социально-экономического кризиса - народам Горного Алтая удалось не потерять отличительных черт своих культур.

Алтай известен как один из районов этно- и культурогенеза современных тюркоязычных народов мира. Однако, вместе с тем, он находится на стыке формирования многих центральноазиатских цивилизаций, оказавших немаловажное воздействие на сопредельные территории и народы. В алтайском языке при тщательном изучении можно найти слова и понятия, не относящиеся к словнику алтайской языковой семьи.

Здесь возможно проследить коммуникационные пути взаимодействия великих культур древности и раннего средневековья на примере используемых до сих пор зернотерок и мельниц, другой хозяйственной утвари; способов приготовления пищи; изготовления традиционных жилищ и многого другого.

Тысячелетиями находясь на стыке многих культур и языков, племен и народов, Горный Алтай и по сей день представляет собой богатейшую мозаику в этническом, конфессиональном и лингвистическом отношении.

    СОВРЕМЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ И ЭТНИЧЕСКИЙ СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ

Национальный и этнический состав населения Республики весьма разнообразен. По данным последней переписи население русской национальности составило 63%; алтайской - 31%; казахской - 5,6%.

Остальные национальности немногочисленны. Русское население проживает в основном в северных районах Майминском, Турочакском, Шебалинском, Усть-Коксинском и г. Горно-Алтайске.

Алтайцы преобладают в Улаганском, Усть-Канском, Онгудайском районах. Казахи (83%) проживают в Кош-Агачском районе.

Алтайцы принадлежат к алтайской языковой семье киргизо-кыпчакской подгруппе восточной ветви тюрской группы. В прошлом они делились на 8 родоплеменных групп-сеоков в зависимости от хозяйственной деятельности.
В этнографическом отношении коренное население представляет две этнографические группы - северные и южные алтайцы. Северные алтайцы, в связи с особенностями происхождения, относятся к уральскому типу, южные - к центрально-азиатскому и южно-сибирскому типу.

К северным алтайцам относятся тубулары (туба-кижи), проживающие в Чойском и Турочакском районах, челканцы - в Турочакском районе, кумандинцы - в Турочакском районе (по р.р. Лебедь и Бия), шорцы - в Чойском и Турочакском районах.
К южным алтайцам относятся собственно алтайцы или алтай-кижи, теленгиты, телесы, телеуты. Алтай-кижи сосредоточены в Онгудайском, Усть-Канском, Шебалинском и Майминском районах. Теленгиты в Улаганском и Кош-Агачском (долины Чуи, Аргута). Телеуты компактно проживают в Шебалинском и Майминском районах. Телесы - в Улаганском районе.