ПО СЛЕДАМ НИКОЛАЯ РЕРИХА

Рерих (Рёрих), Николай Константинович (1874–1947), художник, писатель и философ; человек-легенда, одна из самых ярких фигур русского символизма и модерна. Родился в Петербурге 27 сентября (9 октября) 1874 в семье нотариуса. В 1891–1893 брал уроки рисования у М.О.Микешина. В 1893 поступил в Петербургский университет, где занимался на юридическом факультете, и одновременно в Академию художеств, где работал в мастерской Архипа Куинджи, оказавшего на него большое влияние. Учился также в студии Фернана Кормона в Париже (1900–1901). До революции жил преимущественно в Петербурге, много путешествовал. Был членом объединения «Мир искусства» (председатель в 1910–1918).

Центрально-Азиатская экспедиция академика Николая Рериха проходила с 1923 по 1928 годы и стала одной из крупнейших в XX-м столетии. Ее путь прошел через Индию, Китай, Монголию, Алтай, Тибет. Часть маршрута пролегала по России, в частности, по Алтаю. В ее ходе проведены исследования по различным отраслям знания: истории, археологии, этнографии, истории философии, искусств и религий, географии и др., отмечены на карте неизвестные ранее вершины и перевалы; найдены редчайшие манускрипты; собраны богатейшие лингвистические материалы; особое внимание было уделено проблеме исторического единства культур разных народов. Пребывание экспедиции на Алтае в 1926 г. стало вехой в научном изучении региона и его дальнейшем культурном развитии. Итогом экспедиции стало основание в Индии уникального научного учреждения – Международного института Гималайских исследований «Урусвати» (санскр. «Свет утренней звезды»). Актуальность открытий Центрально-Азиатской экспедиции, которая имеет огромное эволюционное значение, со временем возрастает.

Духовным итогом путешествий явились книги Алтай-Гималаи, Сердце Азии и Шамбала (1927–1930), написанные в своеобразном, как бы «мистико-археологическом» жанре, полном ярких поэтических образов. Еще более известны изобильные живописные итоги этих лет – написанные темперой, тоже завораживающе-яркие, «самоцветные» пейзажи, где величественная горная природа сочетается с символами древних вер (цикл картин Майтрейя, 1926, Художественный музей, Нижний Новгород; и многие другие).