ПО СЛЕДАМ НИКОЛАЯ РЕРИХА
    Рерих и горы

Ежедневно выезжая на лошадях в горы, Рерих поднимался с этюдником и фотоаппаратом на окрестные белки — так называют горы, покрытые нетаю-щими снегами. Он побывал на белках Большой и Малый Батун, Погорелка, Студёный, которые расположены на Катунском хребте, поднимался и на Теректинский хребет. Самую дальнюю поездку Николай Константинович совершил к устью реки Ак-Кем (в переводе — «некто белый»). Вода в Ак-Кеме молочно-белая, она вливается в сине-зелёную Катунь, и их воды текут, долго не смешиваясь. Удивительное зрелище! Есть на Алтае и озеро с таким же названием — Ак-Кем.

Полагают, что Н.К.Рерих побывал у самого подножия Белухи, причём и с южной, и с северной стороны. С южной — у истока Катуни, с северной — поднявшись по реке Кучерле и перевалив Катунский хребет. Вершину Белухи не всегда можно было увидеть, так как она часто закрыта тучами или туманом. Всё же такие счастливые дни выдавались, и Николай Константинович записывает в дневнике: «А со Студёного хребта лучше всего видно самую Белуху, о которой шепчут даже пустыни». «Было так чисто и звонко. Прямо Звенигород».

Алтайские народы с почтением относятся ко всей окружающей природе; в их понимании человек вовсе не «царь природы», а имеет такое же право на жизнь, как горы, реки, камни, деревья и другие живые существа.

Белуха очень почитаема на Алтае и имеет несколько уважительных названий. Так, её называют «Цаган-Убугун» — Белый Старик, «Катын-Баш» — Владычица, «Ак-Сумер» — Белая Священная Гора, Ось Вселенной, «Уч-Сюре» — Жилище богов Ориона, «Уч-Сумер» — Священная Гора Ориона. На страницах путевого дневника Рерих пишет: «На Алтае гору Белуху называют Уч-Сюре. (...) Сюре — жилище богов, соответствует монгольской Сумер и индийской Сумеру». «Белуха стоит белоснежным свидетелем прошлого и поручителем будущего».