- Сакральные места
Понятие сакрального пространства включает идею постоянного действия священных сил, которые когда-то впервые осветили и преобразили данное пространство, придав ему особый смысл, и таким образом отделили его от окружающего профанного пространства.
Именно поэтому для обновления жизненной силы, мы возвращаемся к колыбели наших предков, к сакральным местам - неиссякаемому источнику силы, месту приобщения к священному. Поддержание контакта с таким пространством, в основе своей имеет религиозную природу, поскольку отражает нашу внутреннюю потребность сохранять прямую связь, непосредственное общение с «центром». Это общение позволяет нам развиваться и двигаться в направлении своего «центра» (с позиций психологии Юнга - «самости»), расширяя границы сакрального.
Идея «центра мира» чаще всего реализуется в нескольких представлениях: в центре мира находится «священная Гора», именно там встречаются Небо и Земля; всякий храм или дворец, «священный город» уподобляются священной горе. Символика «центра» охватывает разнообразные представления: точка встречи, пересечения трех уровней Космоса (связь между Адом и Землей), пространство «творения» в высшем смысле этого слова. Любой контакт с «центром» предполагает отмену профанного времени и переход в мифическое состояние и отношение ко времени.
Гора, дерево, лабиринт. Символика горы имеет различные значения, например: высота, отождествляется с высотой духа, полость внутри горы – пещера – алхимический очаг, вертикальная ось горы связывает ее с осью мира.
Но глубочайшая символика это та, которая раскрывает гору, как сакральное пространство: если смотреть сверху, гора постепенно расширяется, и в этом отношении, она соответствует перевернутому дереву, чьи корни вырастают из неба, а листва направлена вниз, она символизирует множественность, расширение универсума, распад и материализацию. Именно поэтому Мирча Элиаде говорит, «что вершина мировой горы является не только наивысшей точкой земли, но также ее пупом; точкой, где творение имеет свое начало»- корень. Мистический смысл вершины проистекает из того, что эта точка соединения Неба и Земли или Центр, через который проходит мировая ось, связывающая три уровня. Священная гора присутствует в любой мифологии, у любого народа.
Во многих традициях творение начинается с высочайшей вершины. По мнению христиан, Голгофа находится в центре мира, представляя собой вершину мировой горы и то место, где был сотворен и похоронен Адам, а потом кровь Спасителя омыла череп Адама, погребенного прямо под крестом, и искупила его.
Во множестве мифов мы встречаем мировое Древо, символизирующее Вселенную (семь его ветвей соответствуют семи небесам), дерево или срединный столб, поддерживающие мир. Лишь «героям» суждено одолеть все преграды и победить чудовище, охраняющее подступы к дереву, траве бессмертия, золотым яблокам, золотому руну и т.п.
Символика лабиринта связана с идеей защиты, охраны некоего «центра». Лабиринт защищал некое магико-религиозное пространство, которое нужно было сделать недосягаемым для непризванных непосвященных. Связанные с лабиринтом ритуалы, входящие в церемонии инициации, зачастую имеют своей целью научить неофита тому, как в реальной жизни, не сбившись с пути, проникнуть в сферу начала жизни и в область смерти. Любое существование человека, даже самое спокойное можно уподобить движению по лабиринту.
Описывая структуру сакрального пространства, Леви-Брюль писал: «Священное место никогда не выступает в сознании … как нечто отдельное, изолированное. Всякий раз оно является элементом более широкого комплекса, куда входят определенные виды растений и животных, изобилующие в данном месте в определенные периоды; мифические герои, которые здесь жили, творили, действовали, - герои, нередко слитые с этой почвой, воплощенные в данной местности, - наконец, чувства, пробуждаемые этим мифологическим комплексом».